Направимся на восток
в сторону Вардзия. Дорога вьется между величественных скалистых гор, лишь узкая
береговая полоса окаймлена зеленью. Через несколько километров перед нами, в
глубине ущелья, возникнет Хертвисская крепость, гордо возвышающаяся на скалистой
скале. Она стоит у слияния джавахетской и артаанcкой Куры, охраняя пересечение
двух дорог. Вдоль крутых склонов каньена тянется село Хертвиси с многоярусными
террасами, с плодовыми садами и домами, утопающими в зелени. В конце своего
существования Хертвисская крепость состояла в основном из двух частей: верхней
цитадели и огороженого крепосными стенами большого двора, примыкающего к ней
с востока и юга.
С конца XIII в. Хертвиссская крепость служила надежноой опорой
правителям этого края из семьи Джакели. Турки захватившие край в 1578г., овладели
и Хертвиси.
Весь край, а в месте с ним и Хертвисская крепость были окончательно освобождены
от турецкого ига в 1828 г.
Продолжим путь по направлению к
Вардзизия. Миновав крутой подъем,постепенно начнем спускаться вниз, проедем
мимо пещерного монастыря Ванисквабеби с изящной белой церквушкой, стоящей высоко
на отвесной скале, и вскоре окажемся перед Вардзия, на высоте 1300м от уровнем
моря. Зрелище, открывшееся перед нами, - незабывамо. Правый берег реки кажется
амфитеатром, будто специально созданным для обозрения расположенных напротив
пещер. На противоположном берегу высится скалистая гора с обрывистым, отвестным
склоном, испещенным горизонтальными рядами черных пятен выдолбленных пещер,
расположенных ярусами.
Вардзия создан в последнем десятилетии ХII в. и в первом десятилетии ХIIIв.
Летописец сообщает, что строительство этого монастырского комплекса было начато
при царе Георгии III (1156-1184) и закончено в царствовании его дочери, царицы
Тамар (1184-1213).
Вардзия - это монастырь - крепость. Каждая пещера, высеченная в отвестной скале,
сама по себе была укреплением; в толще скалы пробиты многочисленые переходы,
тоннели, вертикальные шахты и пещеры-убежища, а также тайные выходы, образующие
хорошо продуманную систему.
В средние века Вардзия не раз служил убежищем во время нападения врага.Для обеспечения
водой из села Зеда Вардзия был проведен водопровод, протяженностью 3,5км .
Ансамбль состоит из трех частей. Скала посередине образует небольшую складку,
в которой видны две высокие арки. За ними находится главная церковь ансамбля.
Многоярусная западная часть комплекса заканчивается колокольней, а к востоку
от церкви расположены основные жилые комплексы.
Осмотр ансамбля лучше всего начать с главной церкви - Успения Богородицы. При
входе в церковь с юга в поле зрения попадают представленные на правой стене
правители Грузии - царица Тамара с моделью храма в руках и ее отец царь Георгий
III, облаченные в парадные византийские одеяния царственных особ. Их головы,
окруженные нимбами, увенчены коронами.
Основной акцент росписи - величественная композиция, изображающая окруженную
архангелами Богоматерь с младенцем в руках; на своде и стенах размещены сцены
евангельского цикла. Росписью украшен и притвор храма.
Храм расположен в огромной пещере, он частично высечен в скале, а южная, западная
и часть северной стены возведены из камня. Внутри храм представляет собой просторный
зал, перекрытый коробовым сводом, с широкой апсидой и конхой; с юга к нему примыкает
двухярусный притвор, с севера и запада - подсобные помещения. Из западного помещения
можно попасть в большой зал, откуда в глубь скалы идет тоннель, в конце которого
выдолблен бассейн с чистой, холодной и приятной на вкус водой. Церковь освещается
тремя большими окнами.
Колокольня - единственное наземное сооружение в монастыре, построена в конце
ХIIIв. или в начале ХIVв.От нее сохранился только первый этаж, представляющий
собой арочные ворота, арки и свод которых богато украшены резным орнаментом.
Отдельные жилые комплексы представляют собой обособленную группу, куда входят
и небольшие церкви, и вспомогательные помещения. Жилая единица состоит из помещения
с кладовой в глубине скалы, иногда - с лоджией или балконом. Непосредственно
освещаются только передние помещения, задние же получают второй свет. Потолки
помещений большей частью сводчатые, хотя встречаются и плоские.
Вардийский монастырь был значительным культурным центром - здесь велась большая
литературная и художественная деятельность; переписывались книги. Известно,
что Вардийский монастырь был очень богат. Об этом говорится довольно много в
грузинских и иноязычных исторических источниках. Так, историки упоминают, что
церковная утварь была из серебра и золота, иконы и кресты украшены драгоценными
камнями и т.д.
В 1578г., когда край попал под иго Турции, часть сокровищ пересена в Имерети,
в село Вардзиа, где , по всей видимости, специально для них построили церковь
и колокольню.Остальное было разграблено, а монахи - одни убиты, другие разбрелись
по всему свету.
Уплисцихе - это пещерный город,
город, вырубленный в скалах. Он возник в первые века нашей эры и просуществовал
до ХIII - ХIVвв.
Жизнь на месте Уплисцихе по раскопкам прослеживается уже с конца II тыс. до
нашей эры. Город площадью около 8 га размещался на слегка наклонной плоскости
скалистой горы, с запада совершенно отвесной, и попасть с этой стороны в город
было почти невозможно. Отвесная скала, обрывающаяся в Куру, и сама река прикрывают
путь в город с юга. С восточной и северной стороны, где склоны пологие, строители
города вырыли глубокий и широкий ров; по внутреннему контуру рва были воздвигнуты
толстые и высокие стены. В средние века их несколько раз ремонтировали.
Дороги подходили к городу с трех сторон. С востока шла обычная, незащищенная
дорога, с запада вилась по склону скалы вырубленная в ее толще узкая тропинка,
она не нуждалась в защитном укреплении. Третья дорога - "аробная"
шла с севера и пролегала по сложному рельефу. Больше 100м этой дороги было прорублено
в толще скалы, высота ее скалистых стен - около 10м. Здесь один защитник мог
приостановить наступление многих врагов.Но есть и четвертая дорога - речная.
С верхней террасы города к реке был проведен тоннель трехметровой ширины. Именно
через этот тоннель город в основном снабжался водой. Но это не единственная
функция тоннеля - он являлся и речными воротами города. Известно, что вдоль
Куры проходил торговый путь, который соединял западные страны с восточными.
Эта дорога проходила как раз под городом, и тоннелем могли пользоваться все
имеющие добрые намерения. Во время же тревоги тоннель преграждали железные ворота.
В настоящее время Уплисцихе сильно разрушен, но судить о своеобразии его планировки
и архитектуры можно.
Естественные террасы, образующие склон скалистой горы, лишь кое-где обработаны.
Проходившая через центр с юга на север дорога делила его на две части, по назначению
не слишком отличавшиеся друг от друга. Уцелевшие фрагменты сооружений относятся
к разным векам, но в основном к началу нашей эры.
Среди сооружений выделяется большой, квадратный в плане, так называемый колонный
зал. По обеим его сторонам - небольшие помещения. Прямо против входа размещалась
вырубленная в скале скамья, где, возможно, восседал царь или правитель города.
Плоский потолок зала как бы опирается на две колонны, на которых как бы покоится
длинная балка, а на ней лежат более короткие поперечные балки. "Как бы"
- потому, что все это вырезано в скале и представляет собой имитацию деревянного
перекрытия.
Такой же прием повторяется и в других жилых помещениях, расположенных как к
западу, так и к северу. Здесь имитируются не только потолочные балки , но и
пилястры. Остается впечатление, будто вы находитесь в каменном помещении с деревянным
перекрытием.
На юго-западе Уплисцихе находится интересный комплекс, среди сооружений которого
выделяется зал торжественного назначения. Его фасад с открытой аркой завершается
фронтоном, а перекрывающий зал свод обработан в виде кессона. Здесь явно чувствуется
влияние римской архитектуры первых веков нашей эры. Возможно, перед залом был
дворик или амфитеатр.
На территории города в конце 50-х годов археологи раскопали остатки трехнефной
базилики второй половины VIв. Церковь с подковообразной апсидой большей частью
вырублена в скале, а ее южная стена построена из камня.
Видимо, эта церковь со временем не могла удовлетворить потребностей города,
и в IX-Xвв. к востоку от нее была воздвигнута другая, трехцерковная, базилика.
Много раз переделанная, она дошла до нас в довольно хорошей сохранности.
Спустя несколько столетий, приблизительно в XII-XIIIвв., на западной окраине
города были высечены небольшие зальные церкви, имеющие характерные портики со
звезчатым сводом.
Особое политическое значение Уплисцихе приобретает в IX-Xвв., когда столица
Грузии - Тбилиси - была в руках арабов. В эти годы Уплисцихе стал центром страны.
Археологические данные и летописи свидетельствуют, что Уплисцихе как город перестает
существовать во время нашествия монголов.